Главная » Статьи » Мои статьи

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 2 2014

Как известно, далеко не все люди способны одновременно слушать, анализировать, писать и говорить, как это умел делать Гай Юлий Цезарь.  Способность к «совмещенной» деятельности является самостоятельным видом в арсенале способностей человека и не сводима к простому  набору других способностей. Доказательством данного утверждения служит тот факт, что кандидаты на обучение летной профессии, которые могли успешно выполнять некоторые действия по отдельности, например,  считать в уме и следить за  перемещением объекта, тем не менее, оказывались порой совершенно не способными выполнять эти два действия одновременно, т.е. параллельно.

Такие результаты получили специалисты кафедры «Эргономики информационно-измерительных систем» «МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского при проведении специального исследования на базе авиакомпании «Аэрофлот» с помощью теста «Совмещенная деятельность» [1]. Причем именно те кандидаты в пилоты, кто показал слабо развитую способность к совмещенной деятельности в тесте, продемонстрировали и неуспешное освоение авиационных тренажеров, где требовалось умение практически одновременно выполнять моторные, сенсорные и мыслительные действия.

Данный феномен можно объяснить тем, что для успешного совмещения нескольких когнитивных процессов в единую операторскую деятельность требуется участие специального «дирижера», обеспечивающего их слаженную работу.  В роли такого управляющего звена, вероятно, выступает какая-то регуляторная функция головного   мозга.   Известный    психолог    А.В.    Карпов     предложил     называть   все

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

регуляторные процессы психики - «интегральными», т.к. они интегрируют работу первичных психических функций (внимания, памяти, мышления, моторики и других) в целостную психическую деятельность. На этом основании   их следует рассматривать как

«мета» процессы, т.е. как стоящие выше первичных психических функций и управляющие ими.

Роль регуляторных функций психики обычно незаметна даже для самого оператора, поскольку человек ставит перед собой в процессе деятельности вполне конкретные когнитивные задачи, например, следить за движущимся объектом и одновременно контролировать параметры его перемещения. Но при этом он не ставит перед собой задачу «управлять» данным психическим процессом, т.е. своевременно перемещать «локус» внимания туда, где требуется прилагать больше усилий со стороны сознания. Оператору кажется, будто процесс совмещения двух когнитивных задач в психике происходит сам собой. Но это далеко не так: психика определяет приоритеты в решении задач и распределяет внимание в соответствии с этими приоритетами, причем приоритеты быстро меняются местами в зависимости от успешности выполнения самих задач. Следовательно, психика не только быстро анализирует результаты деятельности, но и оперативно принимает решения о дальнейшей стратегии её выполнения.   Таким образом, имеет место определенный мыслительный процесс, который не всегда осознается исполнителем деятельности в силу свернутого характера его протекания.

На сегодняшний день способность к совмещенной деятельности является еще мало изученной способностью психики, т.к. еще недостаточно известно, какие именно структуры мозга отвечают за её функционирование. Одна из причин такого отставания в науке заключается, на наш взгляд, в том, что психологи и физиологи до недавнего времени не имели должного инструментария и технологии для постановки необходимых экспериментов. Дело в том, что для исследования совмещенной деятельности нужно воспроизводить этот психический процесс в структурах головного мозга с целью его регистрации и дальнейшего научного изучения. Следовательно, должна использоваться специальная методика, которая бы моделировала  рассматриваемый вид деятельности. Эту проблему удалось решить относительно недавно за счет создания многофункционального метода «АМОД» («Адаптивная модель операторской деятельности»), который может использоваться в качестве инструмента для моделирования совмещенной деятельности.

Суть метода «АМОД» заключается в том, что испытуемому предлагается выполнять на компьютере две когнитивные задачи, причем одновременно: 1) осуществлять преследующее слежение за движущимся на экране объектом с помощью курсора мыши;      2)  производить в уме арифметические действия и по результатам расчетов выдавать двигательный ответ, нажимая либо правую, либо левую клавишу мыши в соответствии с  заданным алгоритмом.

Содержание заданий в каждом типе задач меняется очень быстро, поэтому их  невозможно выполнять за счет постоянного  перемещения «локуса» внимания с одного типа задания на другое, т.е. в последовательном порядке. Справиться  с заданиями удается лишь в том случае, если направлять «локус» внимания на наиболее сложные для данного испытуемого участки работы, а остальные действия выполнять без контроля со стороны сознания, т.е. почти на бессознательном уровне (в автоматическом режиме). Замечено, что когда испытуемый оказывается способен выполнять моторные действия по слежению за объектом в автоматическом режиме, то он уделяет много внимания задачам арифметического счета и успешно справляется с совмещенной деятельностью в целом. А тот   испытуемый,   который   умеет    быстро   решать    задачи   арифметического  счета,

 ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

позволяет себе уделять больше внимания (сознательного контроля) выполнению задач слежения. В этом и проявляются индивидуальные стили осуществления совмещенной деятельности. Но как бы ни осуществлялось совмещение функций в работе испытуемого,

неизбежно одно: какие-то психические функции будут протекать на более осознаваемом уровне, а другие – на менее осознаваемом уровне (автоматизированном). Здесь не работает принцип последовательного перемещения всего «локуса» внимания с одного объекта на другой, как считалось ранее.

Ещё одним фактором, который сдерживал исследования мозговых механизмов, обеспечивающих выполнение совмещенной деятельности, явилось  отсутствие подходящего метода регистрации нервных импульсов по мере их сверхбыстрого прохождения по структурам мозга. Такие методы, как МРТ и традиционная ЭЭГ, не позволяли в полной мере ответить на поставленные вопросы. Но  несколько лет назад появился более совершенный метод исследования:  специалисты лаборатории А.М. Иваницкого в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии (ИВНД) РАН разработали новую технологию «послойного» анализа электроэнцефалограммы мозга. Данная технология вычленяет в ЭЭГ волны тета-, альфа- и бета-диапазонов, которые в своей совокупности формируют пространственно-частотный паттерн ЭЭГ, характеризующий  процесс решения определенной когнитивной задачи. Сотрудники выше указанной лаборатории сумели выделить специфические паттерны (сочетания ритмов) в ЭЭГ  применительно к  различным видам когнитивных задач. В число таких задач вошли задачи арифметического счета, задачи на пространственные представления и задачи на вербальные умозаключения. Все выделенные паттерны несут в себе «устойчивый компонент», который  отражает мощность и последовательность активации тех или иных мозговых структур при решении конкретного вида когнитивной задачи, а также время их работы над задачей (в миллисекундах). Но помимо устойчивой структуры в паттернах всегда присутствует ещё и «индивидуальная компонента», которая характерна для отдельного индивида и создает вариативность рисунка.

Практическая значимость разработанной в ИВНД технологии  заключается в том, что она позволяет составить своего рода «энцефалографические портреты», которые присущи отдельным когнитивным задачам. А имея каталог «портретов», можно производить распознавание того, над какой когнитивной задачей размышляет человек в данный момент времени. Не случайно эту технологию назвали за рубежом «читающий мозг», поскольку она способна «читать мысли» работающего человека [2]. Правда, спектр задач, которые могут быть распознаны сегодня с вероятностью до 85%, пока - небольшой, но авторы технологии намерены составить наиболее целостное «поле» возможных «энцефалографических портретов», чтобы использовать их в качестве опознавательных признаков тех или иных когнитивных задач.

Специалисты «МАТИ» и ИВНД планируют в ближайшее время продолжить исследования в этом направлении и провести специальный эксперимент по выделению «ЭЭГ-портретов»  для регуляторных (интегральных) функций психики. Таким образом, новизна планируемого эксперимента по изучению мозговых механизмов совмещенной деятельности заключается не только в привлечении совершенно новых методов исследования, но и в новизне самого объекта исследования.

В данном эксперименте будет проверена гипотеза о том, что выполнение совмещенной деятельности осуществляется благодаря участию регуляторной функции мозга (самостоятельного интегрального процесса). Боле того, ученые попытаются выяснить, какие именно структуры головного мозга осуществляют эту регуляторную функцию.  Возможно,   помимо   участков   префронтальной   коры,  которые отвечают за

 ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

процессы целеполагания и произвольного внимания,  в церебральный комплекс регуляторной функции войдут еще и лимбические структуры, отражающие эмоции типа «успех-неуспех»     деятельности,   а  также    таламические    структуры,   причастные    к

непроизвольному переключения внимания, т.е. к бессознательному процессу его переключения.

Учеными уже завершена подготовительная работа по синхронизации записей метода «АМОД», отражающего процесс выполнения совмещенной деятельности, с записями электроэнцефалограммы головного мозга.

Литература.

  1. Чернобровова Е.М., Городецкий И.Г., Якимович Н.В., Чиронов В.В. Новый метод выявления среди кандидатов  на летную специальность лиц, непригодных для летного обучения, и «потенциальных аварийщиков»  //Информационный сборник ВИНИТИ «Проблемы безопасности полетов», № 1. М., 2014.
  2. Иваницкий Г.А., Наумов Р.А., Иваницкий А.М. Технология определения типа совершаемой в уме мыслительной операции по рисунку электроэнцефалограммы // Технологии живых систем. М.: 2007, т.4, № 5-6.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: НПЦПСН (22.06.2014)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: