Главная » Статьи » Мои статьи

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 2 2014

В литературе встречаются немногочисленные сведения об этно-популяционных различиях психофизиологической и социальной адаптации детского населения, свидетельствующие о межэтнических различиях психологических и психофизиологических показателей жителей Севера [1-2]. Такие два психологических феномена, как акцентуации характера и алекситимия в структуре личности, которые оформляются и развиваются  в подростковом возрасте, в системе других факторов риска могут служить преморбидным фоном развития пограничных психических расстройств и психосоматических заболеваний [5]. Проживание в экстремальных климато-географических условиях, нарушение нервно-психической адаптации, трудные жизненные ситуации и т.д. влияют на развитие и заострение акцентуированных черт характера [3-4]. Алекситимия, то есть неспособность человека вербализовать свое эмоциональное состояние, демонстрировать свои эмоции, в условиях психосоциального стресса, может иметь адаптивную функцию. В  экстремальных условиях Севера алекситимия может формироваться как психологическая защита на эмоциональный стресс, провоцируемая социальной дезадаптацией. Остаются неисследованными особенности акцентуаций характера у подростков различных этносов, проживающих в условиях Севера-Востока России. Цель нашего исследования - изучение особенностей акцентуаций характера девочек-подростков различной этнической принадлежности, в зависимости от выраженности алекситимических черт в структуре личности.

В исследовании принимали участие 140 девочек-подростков 13-16 лет. Из них 71 девочка (51%) (коряки и эвены), проживающих в п. Эвенск  Магаданской области - 1-я группа исследуемых. Во 2-ю группу вошли 69 (49 %) девочек из числа уроженцев-европеоидов (в основном русские, украинцы), родившиеся и проживающие в г. Магадане. Для оценки алекситимии использовали адаптированную в Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева шкалу Торонто (TAS-26). Для определения типов акцентуаций характера применялся характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Смишека. Опросник содержит 88 вопросов по 10 шкалам, диагностирующих типы акцентуаций.  Если набрано 18 и более баллов, черта считалась акцентуированной. Обработка полученных данных проводилась стандартными методами с помощью программы «Statistica for Windows 6.0». Данные нашего исследования показали, что в группе девочек аборигенной популяции алекситимические черты регистрировали у 41 % (29 чел.),  среди девочек-европеоидов у 28% (23 чел.).

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

Алекситимических черт не выявлено у 34 % (24 чел.) лиц 1-й группы и у 32 % (23 чел.) из 2-й группы. К переходному типу были отнесены 25% (18 чел.) и 40 % (28 чел.) девочек, соответственно, 1-й и 2-й групп. У девочек аборигенной популяции с алекситимическими чертами, по сравнению со  сверстницами без алекситимического радикала в структуре личности, статистически значимо (p<0,05) преобладали тревожный, циклотимный, возбудимый, дистимичный и экзальтированный типы акцентуаций характера, в меньшей степени представлены гипертимные черты (p<0,05), они реже демонстрируют приподнятое настроение, высокую активность, общительность. Имеется тенденция к менее выраженному демонстративному типу характера. Девочки 2-й группы с алекситимическими чертами, также,   как и  аборигенки, в среднем, имеют статистически значимый (p<0,05), менее выраженный,   чем у   сверстниц   своей   группы -   неалекситимиков,    гипертимный    и демонстративный типы акцентуаций характера. У них также, как у аборигенок, преобладают дистимичные и тревожные черты (p<0,05), т.е. немногословность, молчаливость, некоторая заторможенность в протекании психических актов, заниженная самооценка, робость, неуверенность в себе. В дополнении, у девочек-европеоидов с алекситимическими чертами, по сравнению с неалекситимиками, менее выражен (p<0,05) застревающий тип характера. Для них не являются характерными  подвижность, активность, неусидчивость, жизнерадостность, оптимизм, самоуверенность, демонстративное поведение. В тоже время  они менее обидчивы и подозрительны. В итоге, выявлены различия особенностей акцентуаций характера у девочек подростков различной этнической принадлежности с признаками алекситимии. Девочкам-алекситимикам  из числа европеоидов менее присущ застревающий тип, у аборигенок более выражен циклотимический, возбудимый и экзальтированный тип характера по сравнению с сверстницам - неалекситимиками. Аборигенкам-алекситимикам свойственна повышенная импульсивность, раздражительность, частые периодические смены настроения, обладают лабильностью психики. Корреляционный анализ показал достоверную положительную связь показателя алекситимии с эмотивным и тревожным  (r=0,43, p<0,01) и отрицательную с демонстративным(r=-0,44, p<0,05) и гипертимным (r=-0,44, p<0,05) типами акцентуаций характера в 1-й группе девочек. Для аборигенок алекситимическая составляющая в структуре личности способствует увеличению тревожности, беспокойству по поводу возможных неудач, неуверенности в себе, слезливости, глубоким эмоциональным реакциям. Среди девочек 2-й группы установлена положительная корреляционная связь с дистимичным типом и отрицательная с гипертимным (r=-0,44, p<0,05) и застревающим (-0,31, p<0,05). С нарастанием алекситимического признака у девочек-европеоидов нарастают переживания и опасения, ориентированность на неудачи и уменьшается склонность к проявлению оптимизма, легкости в общении, стремлению к лидерству. В то же время маловероятными становятся чувствительность, болезненная обидчивость.

Таким образом, проведенное исследование показало существование своеобразного профиля акцентуаций у девочек-подростков различных этносов Магаданской области с алекситимическими чертами. При длительном воздействии неблагоприятных условий данные показатели могут служить взаимодополняющими факторами уязвимости, что следует учитывать при психопрофилактических и коррекционных мероприятиях.

Литература:

1.Айзман Р. И., Будук-оол Л. К. Этноэкологические, морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации студентов к обучнению в вузе / Человек на Севере: системные механизмы адаптации: сб. тр., посвященных 20 - летию НИЦ «Арктика» ДВО РАН. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2011.- Т. 2.- С.6 - 29.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

2. Айзман Р. И., Чанчаева Е. А. Психофизилогические  показатели адаптации подростков разных этнических групп Горного  Алтая // Сибирский педагогический журнал. - 2012.- № 3.-  C. 262-265.

3. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Выраженность акцентуаций характера у подростков Магадана в зависимости от уровня нервно-психической адаптации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2013.- № 6. - C. 39 - 44.

4.Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психофункциональные аспекты незавершенных адаптаций. – Новосибирск: СО РАМН, 1998. – 100 с.

5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ЭКСМО-Пресс.- 1999. – 419 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: НПЦПСН (22.06.2014)
Просмотров: 321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: