Главная » Статьи » Мои статьи

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 2 2014

Главным достоянием человечества является сам Человек – как разумное существо, со своими желаниями, своими действиями и (что немаловажно) своими ошибками. Каспар Т. Бруэр [1].

Обычно принято считать, что моральные нормы весьма относительны во времени и могут сильно варьировать у разных народов и в разные эпохи. Однако наиболее общие законы этики имеют общечеловеческий характер – и можно показать, что все они основаны на неких фундаментальных медико-биологических или психосоматических механизмах и программах подсознания (далее: ПП).

Пока доктрина дарвинизма была основополагающей, предполагалось, что в животном мире доминирует «борьба за существование» и побеждает сильнейший. Однако при этом моментально были бы съедены все детеныши и самки…

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

Значит – даже в «неразумной» природе, базирующейся на инстинктах, огромную роль в выживании вида имеет взаимопомощь и даже самопожертвование. Во второй половине ХХ века этологи это доказали на множестве примеров, выделив даже «ген альтруизма». И это у животных, где психика и интеллект находятся еще в зачаточном состоянии.

Как пишет проф., доктор филос. наук В.П.Зинченко [2] :

«Еще совсем недавно…  я анализировал взаимоотношения лишь между двумя слоями сознания — бытийным и рефлексивным. Если бы я писал эту статью сегодня, то не только ввел бы духовный слой сознания, но и сделал бы его ведущим, определяющим целое сознание. Мало этого, я пришел к необходимости заменить понятие «геном культурного развития» на «геном духовного развития». Тенденции к такому пониманию развития имелись и у Л.С.Выготского. Но они не получили продолжения… Затем эти тенденции если и не были полностью забыты, то были вытеснены деятельностным подходом к проблемам психики, сознания, личности… Сейчас появилась возможность (необходимость существовала давно) начать движение к «вершинной психологии». Но движение к ней «снизу», лишь со стороны предметной деятельности, как бы ни была важна ее роль в развитии человека, бесплодно. Оно приводит к человеку-машине, к искусственному интеллекту, к «искусственной интеллигенции»... Движение снизу обязательно должно быть дополнено движением сверху, со стороны Духа. Психологи, которые поставят перед собой такую цель, должны погрузиться в духовный опыт человечества с тем, чтобы расширить собственное сознание».

Тогда – автоматически – более позитивными и прогрессивными будут те качества и поступки человека, которые соответствуют более духовным его проявлениям, а негативными нам придется считать деструктивные, эгоистичные и дисгармоничные проявления.

Здесь необходимо дать наше определение Духовности: В.П.Зинченко определяет духовность как «духовную силу», детерминанту, меру человеческого в человеке… Но чаще он отталкивается от бездуховного, негативного. Попробуем и мы на нескольких примерах таких наиболее типичных поведенческих проявлений нащупать некую лестницу подъема личности от негатива и незрелых форм – к более развитым элементам поведения, особенно важного в своих социальных аспектах.

Нет нужды приводить здесь очевидные примеры – все представляют, «что такое хорошо и что такое плохо»: - «не убий, не укради… - основы общественной морали едины для всего человечества.

Имеет смысл рассмотреть не такие явные ее нарушения, а тонкие, но весьма распространенные отклонения в поведении и их причины. Это весьма удачно классифицировал американский писатель-психолог Джеймс Редфилд [3] в своей популярной книге о новом мировоззрении. Он утверждает фактически, что

«Отношения между людьми сводятся к отношениям эгоизмов…»(эта фраза из Агни-Йоги [4] могла бы служить эпиграфом к его книге [3]. А детально Редфилд анализирует 7 типичных (в США) способов психологического давления на др. людей и отъема у них жизненной энергии. Все они описаны в популярной серии книг отечественным психологом, скрывшимся под псевдонимом Авессалом Подводный [5]. Его целостная интегральная система личности, в т.ч. в ее патологических формах - достойна отдельного рассмотрения, и мы ниже рассмотрим лишь негативные аспекты – а на схеме Редфилда ниже мы лишь укажем в скобках те п.п/уровни, которым данный психотип соответствует у А.Подводного.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

Дж.Редфилд конкретно называет несколько психотипов как методов (часто подсознательного) использования чужой энергии – при общении. «Ролевые установки», сформировавшиеся в детстве под влиянием родителей по контрасту, противоположности к их психотипам, загоняют людей в определенные дисгармоничные личностные роли. Он подчеркивает, что люди, не осознавшие свой психотип и не отказавшиеся сознательно от своих «ролевых установок», не могут восстановить связь с естественным и нормальным источником энергии. Эти психотипы:

- «молчун» – напускает таинственность, чтобы его расспрашивали (п.4);

- «следователь» - выпытывает, чтобы потом обвинить и унизить (п.3);

- «бедняжка» - постоянно жалуется на здоровье и др. свои проблемы (п.1-2);

- «шантажист» - запугивающий собеседника (п.1).

При сравнении системы психотипов Редфилда с нашей российской действительностью, мы сочли необходимым добавить также психотип «говорун» как весьма у нас распространенный.

Однако еще более практична система Авессалома Подводного, выделившего 7 основных подпрограмм подсознания (как он их назвал – ниже ПП и дал им весьма меткие, понятные даже детям и удобные в психотерапевтической практике «клички»). Надо подчеркнуть тесную связь этих ПП (ступеней, уровней) – даже «встроенность» в наши 7 жизненно-важных центров, по преимуществу эндокринных (а также нервных сплетений, или плексусов). Эти ПП не обязательно несут негатив – на примитивных уровнях развития личности они выполняют даже инстинктивно-защитные функции. Например – п.1 («серый») сберегает жизненные силы и саму жизнь субъекта, вовремя включая страх (за свою жизнь), т.е. по сути является персонификацией инстинкта самосохранения. Мы дадим эту табличку в ее антропоморфном, геометрически привязанном к нашему телу виде – от головы вниз, поэтому лучше смотреть ее снизу вверх (от п.1 до п.7):

7. «Дракон тщеславия» (верх головы, темя), включая и Комплекс неполноценности, как его извращенный, но неотъемлемый компонент.

6. «Желтый» («третий глаз») - ПП иллюзий, обмана и самообмана (также ответственен за все виды наркоманий, алкоголизм и т.п. вплоть до психопатологий).

5. «Торопыжка» (горло) – мешает доводить дела до конца, придает суетливость.

4. «Свинья эгоизма» (сердце) – а также лени, чревоугодия и др. излишеств.

3. «Черный» (пупок) – ПП агрессивности, жестких методов, стремления к власти, обогащению.

2. «Змий-Искуситель» (низ живота) – ПП похоти и пошлого юмора.

1. «Серый» (копчик) – ПП страха (инстинкт самосохранения) и депрессий (полная потеря жизненной энергии и воли к жизни).

Автору этих строк взяла на себя смелость поменять местами п.4 и 6 – т.к. только в таком исправленном положении соответствующие ПП могут выполнять свои функции – перекрывать, обнулять именно то качество, которое этически развивает как раз данный уровень (орган, центр).

Поскольку центры 1(кундалини) и 3(хара, дань-тянь, центр энергии воина) являются по восточным представлениям главными резервуарами жизненной энергии человека – это многое объясняет, как и локализация др. центров и их этико-эмоциональное проявление. Так Сердце во всех духовно-этических системах - орган любви к людям и др. существам, главный центр, на «открытие» которого направлены все усилия всех религий. Надо сказать, что усилия духовных подвижников всех конфессий всегда имели целью    усмирить именно эти 7 ПП («бесов» - как сказал бы любой деятель

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2  2014

 

церкви). Поэтому мы осмелимся объединить их и в сумме назвать Самостью (в ее низком смысле). Автор системы [5] подчеркивает также, что попустительство любому из этих ПП ведет к выходу их из-под контроля личности – а потом и к маниям и психопатологиям.

Таким образом, система А.Подводного дает весьма лаконичную, практичную модель, рисующую всю динамику развития личности со всеми сопутствующими определенным стадиям ее эволюции ПП (соблазнами) и пригодную даже для психиатрии. Варианты подобных уровневых шкал сейчас активно используют и видные западные психологи (Стивенс [6] и Кен Уилбер [7]), однако их системы более размыты и далеко не так удобны в практике и теории, как система А.Подводного, который к сожалению, больше не работает в этой области.

Тем не менее, он в своих книгах отметил еще одно полезное свойство своей системы: метод выхода пациента из любой проблемы (из упоминавшихся в его 1-7 п.п.). Этот метод прост: пациент должен сосредоточиться на следующем уровне, попытаться подняться на него. Например, лучший выход из депрессии – юмор или формула «все будет хорошо» (это также девиз ПП2). Однако это лишь метод экстренной помощи, он не заменяет серьезного лечения. К тому же автор системы не советует использовать длительно приемы и методы п.п.ниже 4.

Выводы:

1. Рассмотренные некоторые типичные проявления дисгармоничного поведения можно рассматривать как симптомы незрелости личности и работы специфических врожденных подпрограмм подсознания человека. На низких стадиях развития личности они выполняют определенные полезные (защитные) функции.

2. Однако на высоких уровнях развития личности социальную ценность приобретают более высокие потребности и качества, и субъекту необходимо научиться сознательно подавлять или переключать эти ПП на более высокие уровни.

Литература:

1.    Каспар Т.Бруэр. Скольжение. 1974. – http://forum.nextrim.ru/index.php.topic=41192.0.

2.  Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации. - //Вопр. Психол., 1993, №4, с.5.

3.   Редфилд Джеймс. Селестинское пророчество. - СПб: Питер, 1996. – 320 с.

4.    Агни Йога: современный этап.- Черновцы, 1998.П.33.

6.    Подводный Авессалом. Тонкая семерка (в 2 кн.) – Воронеж: МОДЭК, 1993.

7.    Стивенс Дж. Приручи своих драконов. – СПб: Питер, 475 с.

8.    Уилбер Кен. Интегративная психология. – М: АСТ, 2004.

Категория: Мои статьи | Добавил: НПЦПСН (22.06.2014)
Просмотров: 314 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: